С 1 января 2017 г, за исключением отдельных положений, вступает в силу ФЗ от 13 .07. 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приходящий на смену ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О гос кадастре недвижимости» в части.
Согласно пояснительной записке к новому закону он разработан в целях создания единой системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и госуд кадастрового учета недвижимости.
К наиболее значимым новеллам Закона N 218-ФЗ можно отнести следующие:
- введение единой учетно-регистрационной процедуры, исключающей необходимость подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта в целях последующей рег. прав на такой объект;
- формирование Единого государственного реестра недвижимости, который будет вестись исключительно в электронной форме и включать в себя: кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов;
- закрепление оснований и правил внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия и уведомительном порядке;
- сокращение сроков осуществления кадастрового учета и регистрации прав (в частности, 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации прав заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов, 7 рабочих дней — с даты приема заявления на регистрацию прав и прилагаемых к нему док
- отказ от оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав: кадастровый учет и регистрация прав будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а регистрация договора или иной сделки — специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки;
- изменение подхода к определению оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и/или рег. прав: «самостоятельных» оснований теперь не предусмотрено и отказ будет осуществляться только в случаях, когда в течение срока приостановления не устранены препятствующие причины,
- сокращение общего срока предоставления сведений из ЕГРН — не более 3 рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений;
- распределение ответственности за действия (бездействие) при осуществлении кадастрового учета и регистрации прав; уточнение оснований такой ответственности, а также закрепление за регистрирующим органом права регрессного требования в размере возмещенных сумм убытков.
Новый закон характеризуется, прежде всего, тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, и кадастрового учета, государ. Рег. прав на недвижимость. Как указанно в ст. 1 Закона N 218-ФЗ, регулирует отношения, возникающие на территории Российской Федерации:
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации,
- госуд. кадастр учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему ФЗ;
- ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим ФЗ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, сфера регулирования нового закона расширилась в сравнении с Законом 1997 г. за счет включения в нее отношений, связанных с государственным кадастровым учетом недвижимости. В Законе N 218-ФЗ по существу объединены предметы регулирования двух самостоятельных ранее законов (Закон N 122-ФЗ и N 221-ФЗ). Поэтому вполне логично, что новый закон нередко именуется в профессиональной среде «единым» законом.
Однако, обращает на себя внимание тот факт, что формально новый закон не отменяет действия Законов N 122-ФЗ и N 221-ФЗ. Законодатель ограничился лишь общим указанием, в силу которого «законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону» (ч. 4 ст. 72 Закона N 218-ФЗ). Причем, первоначально проект закона предусматривал внесение изменений в Закон N 221-ФЗ. В частности, предлагалось ограничить предмет его регулирования отношениями, возникающими в связи с кадастровой деятельностью В дальнейшем соответствующие положения из текста законопроекта исчезли.
В соответствии с расширением предмета регулирования расширился и круг участников отношений, регламентируемых новым законом. Помимо тех участников, что упоминались Законом 1997 года, в него вошли органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители (ст. 4 Закона N 218-ФЗ).
Новый закон существенно отличается от прежнего структурой и объемом, включая 11 глав, которые объединяют 72 статьи (для сравнения — Закон 1997 года разбит на 6 глав, объединяющих 33 статьи).
В едином законе появились как новые по своему наполнению главы (например, глава 4 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия»), так и те, что «выросли» из отдельных статей прежнего закона. Например, статьей 15 Закона N 122-ФЗ затрагивались отдельные вопросы назначения на должность государственных регистраторов. Между тем, в Законе N 218-ФЗ определению правового статуса государственного регистратора посвящена уже отдельная глава 9 «Государственный регистратор прав», пусть и объединяющая только две статьи.
Надо признать, что структура единого закона и внутренняя структура отдельных его статей выглядят несколько более логичными и последовательными в сравнении с Законом 1997 года. В частности, в Законе N 218-ФЗ появился ряд глав и статей, вполне оправданно консолидирующих нормы, которые в Законе 1997 года были изложены разрозненно.
Существенные изменения коснулись терминов и определений, используемых в новом законе.
Законодатель, к примеру, вовсе отказался от термина «открытость сведений о гос. регистрации прав» (ст. 7 Закона N 122-ФЗ), продекларировав в тоже время доступность сведений ЕГРН в качестве одного из принципов ведения реестра (ч. 1 ст. 7 Закона N 218-ФЗ).
Также в едином законе отсутствуют понятия «регистрационный округ», «условный номер» (как один из прежних идентификаторов, применяемых в реестре) и др. терминов, используемых в Законе 1997 г
Из нового закона исчезли определения таких понятий, как «сервитут» и «ограничение (обременение)», имеющие место в Законе N 122-ФЗ. Такой подход законодателя представляется вполне обоснованным, поскольку соответствующие понятия раскрыты в Гражданском кодексе РФ5 и иных законодательных актах, а в Законе N 218-ФЗ сами эти термины используются в том же значении.
Некоторые прежние дефиниции уточнены, в том числе и определение такого ключевого для закона понятия как «государственная регистрация прав на недвижимое имущество».
Если оценивать понятийный аппарат Закона N 218-ФЗ в целом, то используемые в нем термины и определения не вызывают каких-либо серьезных нареканий с точки зрения юридической техники, противоречий с другими законами и т.п.
Подводя итог проведенному исследованию заметим, что данная работа, несомненно, не претендует на полноту обзора. Во-первых, единый закон является довольно объемным законодательным актом, всестороннее исследование которого требует более глубокого подхода и другого по своей масштабности изложения. Во-вторых, закон вступит в силу только 1 января 2017 г. и оценить его новеллы в полной мере станет возможным лишь по прошествии определенного времени — с учетом практики правоприменения.
Если Вам нужно зарегистрировать любой объект или запутались в согласованиях, обращайтесь по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д 45\1, кв. 5 (район 5 км. возле Камчадалочки) по телефону: 8-914-021-8200 (Игорь Борисович), раб. 23-08-93, электронный адрес: angarajipk@mail.ru сайт: www.garaji41.ru