Покупка офисного помещения в городе будет стоить несколько миллионов рублей, при этом период окупаемости даже по самой выгодной сделке составляет не меньше 8-10 лет. Не каждая компания готова позволить себе в период экономического кризиса столь крупные расходы, поэтому многие предпочитают арендовать офис.
Категории офисной недвижимости
Коммерческой недвижимости присваивается одна из категорий – A, B, C или D, причем результат зависит от большого количества параметров, таких как год постройки, удаленность от центра, состояние инженерных коммуникаций, развитие инфраструктуры, качество ремонта. В категории A представлены элитные офисы с самой высокой арендной платой, расположенные в новых бизнес-центрах центральной части города. Обычно в офисах категории A есть ресторан, подземный паркинг, большие конференц-залы. В бизнес-центрах установлено новейшее оборудование, системы вентиляции и кондиционирования, датчики пожарной и охранной сигнализации, проведены оптоволоконные линии. Предполагается индивидуальная отделка либо авторский дизайн помещений.
Офисы категории B не сильно уступают по уровню комфорта классу A. Они зачастую расположены в бизнес-центрах, построенных 5 – 7 лет назад, либо в старых, но отреставрированных зданиях в центральной части города. Такая недвижимость отличается от класса A тем, что в ней может отсутствовать система автоматизированного управления зданием. Парковка не столь удобная, и часто отсутствует подземный паркинг, но при этом машино-мест хватает не всем сотрудникам,
Коммерческую недвижимость категории C обычно арендуют небольшие фирмы, которые не хотят переплачивать за престижный офис. Чаше всего к этому классу относят переоборудованные здания НИИ и государственных предприятий. Не предусмотрено общей системы кондиционирования и вентиляции, но есть централизованное отопление в зимний период, а также проведены телефонные линии и интернет. Нередко помещение требует косметического ремонта. Категория D предполагает устаревшие инженерные коммуникации и отсутствие необходимых служб жизнеобеспечения. Нередко такие здания нуждаются в капитальном ремонте.
В целом можно отметить, что в России сегодня немало выгодных предложений по аренде офисной недвижимости, то есть количество превышает спрос, поэтому в крупных городах не будет проблематичным подыскать новый офис в удобном месте с хорошо развитой инфраструктурой.
Можно ли сэкономить на аренде?
Всегда есть способы немного сэкономить на аренде офисной недвижимости, но нельзя однозначно сказать, какой вариант подойдет той или иной компании.
Например, сегодня популярна аренда офиса на короткий срок и на неполный рабочий день. Если помещение необходимо, чтобы несколько раз в месяц проводить тренинги, совещания и встречи, то можно сэкономить, арендовав офис на необходимый срок, например на 1 день. Безусловно, при таком варианте нельзя будет сделать ремонт и установить все необходимое оборудование, но все, что необходимо для рабочего процесса (мебель, интернет), там будет. Сегодня можно арендовать на короткий срок несколько изолированных помещений либо офис в формате open space.
Чтобы сэкономить, можно арендовать офис поменьше, а часть сотрудников перевести на удаленную работу. Последние исследования ученых показали, что 80% служащих российских компаний могут не присутствовать на рабочем месте для успешного выполнения поставленных задач. Благодаря современным средствам связи можно наладить эффективную коммуникацию между сотрудниками.
Еще один вариант, позволяющий сэкономить – аренда офиса за пределами центральной части города. Например, в Москве он должен находиться за пределами МКАД. Обычно в этом случае компании организуют корпоративную развозку для сотрудников от ближайшей станции метро или остановки общественного транспорта. Часто такие офисы расположены в местах с плохо развитой инфраструктурой. Скорее всего, придется дополнительно организовать столовую либо кафе, нанять водителей и приобрести служебные авто, чтобы сотрудники могли быстро добраться в налоговую, банк и другие организации, расположенные в центре города.
Этапы аренды офисной недвижимости
Если появилась необходимость в аренде офиса, первым делом нужно определить, сколько компания готова платить ежегодно. Желательно отталкиваться именно от максимальной суммы сделки, поскольку экономия не всегда хорошо сказывается на развитии бизнеса. Ведь удаленный от центра либо некомфортабельный офис может привести к увольнению ценных кадров. По статистике, 24% служащих ощущают неудовлетворенность работой именно из-за некомфортных условий труда.
Офис выполняет представительские функции, поэтому недорогое и плохо оборудованное помещение вряд ли вызовет доверие партнеров по бизнесу и клиентов.
На втором этапе необходимо подобрать несколько вариантов аренды. На сегодняшний день в интернете есть немало ресурсов с подробной информацией о каждом объекте недвижимости с фото, ценами и детальным описанием. Можно сразу рассматривать аренду в наиболее удобном районе либо вблизи той или иной станции метро.
После выбора подходящего варианта необходимо подписать договор аренды. Он обычно заключается на срок от 11 – 12 месяцев. Наиболее выгодный вариант – сотрудничество с собственником коммерческой недвижимости напрямую, поскольку в этом случае не придется оплачивать услуги посредников.
В договоре аренды обязательно нужно указывать точный адрес, по которому расположен объект недвижимости, площадь, сроки сделки, сумму арендной платы за 1 кв. м. А также, на этапе заключения договора проходит проверка документов арендодателя на право собственности.
Необходимо также осмотреть арендуемый офис на наличие неисправностей и дефектов, после чего составить передаточный акт, который может предполагать устранение всех недостатков арендатором.
Подводные камни при аренде офисной недвижимости
Безусловно, на каждом этапе аренды офисной недвижимости могу возникнуть подводные камни.
Если сделка проходит через посредников, придется оплатить комиссию за услуги риелторов. В каждом агентстве недвижимости действуют свои условия – кто-то просит комиссию в размере 50% от суммы ежемесячных выплат, а кто-то – 100%. Желательно заранее спланировать такие расходы на случай, если не получится найти и арендовать подходящий вариант у собственника.
С трудностями сталкиваются арендаторы, которые арендуют офис в недостроенном бизнес-центре. Следует понимать, что, пока здание не введено в эксплуатацию, за организацию офиса либо магазина придется заплатить штраф. При этом закон не запрещает оформлять договор аренды до окончания строительства.
После окончания аренды в большинстве случаев арендодатели потребуют вернуть помещение в том виде, в каком оно было арендовано. Не исключено, что потребуется проведение ремонта. Например, сотрудники могут повредить отделку стен, прикрепляя рабочие материалы при помощи канцелярских кнопок, и после окончания срока аренды потребуется шпаклевка и покраска стен.
Один из подводных каменей – повышение арендной платы. Чтобы застраховать свой бизнес от таких расходов, обязательно в договоре нужно предусматривать все условия пересмотра цены, максимальный размер повышения и другие параметры.
Если Вам нужно найти помещение и заключить договор аренды на выгодных для вас условиях, обращайтесь по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д 45\1, кв. 5 (район 5 км. возле Камчадалочки) по телефону: 8-914-021-8200 (Игорь Борисович), раб. 23-08-93, электронный адрес: angarajipk@mail.ru сайт: www.garaji41.ru